Именно так называются занятия музыкой для «особых» ребятишек, которые регулярно проводятся в «Детской музыкальной школе № 1 им. П.И. Чайковского» (ул. Свердлова, д.69 а) с сентября 2015 года. Почти все ребята учатся в средней коррекционной школе № 7 г. Березники, некоторые — находятся на домашнем обучении и на занятия их приводят родители.
Многие из наших первых учеников стали взрослыми, а кто-то ходит заниматься до сих пор — таких у нас 6 человек.
Основной формой обучения является групповое занятие один раз в неделю по 30 минут (для младших учащихся) и по 1 часу (для старших учащихся). На занятиях используются игровые, наглядные, объяснительно-иллюстративные и практические методы обучения.
Каждое занятие включает в себя: встречу (приветствие), дыхательную и артикуляционную гимнастику, разучивание и исполнение песен, слушание музыки, знакомство с элементами музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах («шумовой оркестр»).
В настоящее время нами закончена работа над комплексным электронным пособием для проведения занятий с нашими ребятами. Пособие состоит из 5 дисков «Элементы музыкальной грамоты», «Слушание музыки», «Вокально-интонационные упражнения. Пение», «Развитие чувства метроритма», «Творческие задания». Для работы над пособием была создана группа энтузиастов из числа преподавателей школы, а также педагог-дефектолог из СКОШ № 7 и программист, причем с музыкальным образованием. В пособие вошли видеоролики, созданные известными педагогами — музыкантами: Анной Наумовой, Сусанной Стародубовой, Мариной Толмачевой, Верой Ткачевой, Татьяной Боровик. Весь учебный материал был тщательно проанализирован и отобран в зависимости от физических и психологических возможностей наших «особых» детей.
В пособие вошли 21 видеоролик, которые были созданы нашими специалистами : «Музыкальные инструменты» (скрипка, фортепиано, аккордеон, баян, гитара, балалайка, блокфлейта, саксофон, труба); «Творчество композиторов» (П. Чайковский, А. Вивальди. В.А. Моцарт, Э. Григ, К. Сен-Санс); «Исполнение ритма с движениями» (марш, полька, вальс, колыбельная), «Пение по нотам» («Барашеньки», «Жучка и кот», «Паровоз»). Авторы роликов (Григорий Першин, Иван Першин, Анастасия Першина, Татьяна Григорьева, Ирина Энгель, Елена Кириллова). Создание пособия стало возможным благодаря победе «Детской музыкальной школы № 1 им. П.И. Чайковского» в краевом конкурсе культурно-образовательных проектов Министерства культуры Пермского края и получению гранта в размере 89 887 рублей. Так же в рамках проекта были приобретены новые и нужные для занятий хроматические ксилофоны и металлофоны, наборы диатонических колокольчик.
В настоящий момент завершается апробация авторских видеороликов, и надо сказать, проходит она весьма успешно. У детей наблюдается живой интерес к пособию, желание выполнять задания (петь по нотам, исполнять ритм с помощью звучащих жестов, знакомиться с музыкой, играть на музыкальных инструментах). Даже сейчас, в период, когда образовательные учреждения переведены на дистанционного обучения, занятия музыкой будут продолжаться в режиме онлайн. За это — отдельные слова благодарности Елене Валентиновне Кирилловой и Светлане Николаевне Беловой — классным руководителям 8Д и 8Е классов СКОШ № 7 г. Березники.
Комплексное электронное пособие было представлено на краевом конкурсе педагогического мастерства «Код успеха» в г. Пермь и получило «Золотой сертификат» и спец-приз жюри «За внимание к проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». Так же презентация пособия была представлена на краевых научно-практических конференциях, проводимых онлайн на базе ДШИ № 13 г. Пермь и ДМШ г. Горнозаводска.
Руководитель и автор проекта, преподаватель МБУДО "ДМШ № 1 им. П.И. Чайковского" Татьяна Александровна Григорьева.